Метод психотерапии ДПДГ (EMDR) способен помогать не только взрослым, но и детям. В этой статье я расскажу- как и в каких случаях эффективно применение метода детям.
О самом методе можно почитать здесь: ДПДГ (EMDR)- волшебный метод психотерапии.
Данная статья будет полезна скорее для родителей маленьких детей.
Так как внимание малышей на самом процессе будет минимальным, то это означает безоценочное отношение и принятие того, что с ними происходит без лишнего погружения в «А зачем, а почему?». ДПДГ для них будет проходить в естественных условиях, без какой- либо специальной подготовки.
Для детей старшего возраста я рекомендую обратиться к специалисту, особенно, если проблемы ребенка носят устойчивый характер или ребенок был чем-то серьезно травмирован.
Хотя я работаю со взрослыми, но довольно часто в ходе терапии родителей настигают переживания, связанные со своими детьми и они ищут решение проблемы. Бывает так, что мама или папа обращаются с такими запросами, как например, «Не могу приучить ходить в детский сад, он или она плачет каждое утро», «Не могу заставить постричься ребенка, боится парикмахера», «Ребенок не может заснуть, приходится тратить около 2-х часов ежедневно на то, чтобы он наконец заснут, я устала» и прочее.
Что делать в таких случаях?
Ведь не смотря на всю любовь, которую мы испытываем к своим малышам, иногда не хватает информации или сил на спокойное реагирование. Детский плач изнуряет, мама изматывается, ситуация только усугубляется. Тяжело всем.
И здесь нам на помощь приходит билатеральная стимуляция в кризисные для ребенка и его родителей минуты. То есть, с ситуациативными негативными переживаниями мы можем помочь нашему чаду справиться и привести в эмоциональное равновесие. Билатеральная стимуляция происходит за счет попеременного воздействия то на правое, то на левое полушария мозга, в результате чего ребенок успокаивается.
Как и в каких случаях целесообразно проводить билатеральную стимуляцию ребенку?
Билатеральная стимуляция происходит не только за счет движений глаз, но и за счет других каналов восприятия. Самым удобным я считаю кинестетический канал, через прикосновения- легкие постукивания. Попеременные прикосновения то к правому, то к левому плечу или бедру ребенка очень удобны.
Предположим, ребенок плачет, не может успокоиться по какой-то причине. Вы сажаете его на колени, прижимаете к себе и начинаете совершать спокойные, но ритмичные поглаживающие и постукивающие прикосновения до тех пор, пока он не успокоиться и не переключиться на другой вид деятельности, уходя от негативных эмоций. Этот способ хорошо работает, когда прощаетесь с ребенком в детском саду, собираетесь к врачу или уже находитесь непосредственно в кабинете у врача, и малыш испытывает тревогу и страх.
Если ребенка необходимо уложить спать, а он плачет, испытывает тревогу, боится оставаться один, не хочет спать, хотя уже пришло время засыпания, тогда Ваши действия следующие. Укладываете его в кроватку, присаживаетесь или встаете рядом, и также прикасаетесь к его плечикам или бедрам уже известным Вам образом. Во время поочередных поглаживаний можете рассказывать ему о том, что Вы рядом, с Вами ему бояться нечего, Вы всегда придете на помощь, не оставите в беде, пожалеете его, защитите. Спустя 2-3 минуты можете спросить его «Как дела?». Если тревога остается, погладьте его еще, не забывая о попеременном чередовании своих рук.
Кроме того, в любой негативной ситуации, когда Вы видите, что негативные эмоции переполняют Вашего сына или дочку, Вы можете ему помочь прийти в состояние эмоционального комфорта тем же способом.
Или, например, так. Берете 2 резиновые игрушки, которые пищат, в разные руки, соблюдая расстояние между ними около полу метра, и как бы, играя, на близком расстоянии от глаз ребенка, нажимаете то на одну, то на другую таким образом, чтобы он следил за каждой из них глазками. При этом говорите примерно следующее: «Попробуй последить глазками то за одной игрушкой, то за другой». Через 10-20 движений глаз дайте малышу отдохнуть, отвлеките его внимание на что-то другое. А потом- снова- нажимаете то на правую, то на левую игрушку. Рекомендую изменить направление движений игрушек. Если до этого они Вы применяли горизонтальную траекторию, то сейчас можно расположить игрушки вертикально.
Если ребенок откажется следить за игрушками, это не страшно. У нас еще есть слуховой канал восприятия, он поможет. В этом случае старайтесь игрушки приблизить к ушкам малыша и поочередно нажимайте на них. Здесь его внимание не так важно. Ушки сделают свое дело.
Если ребенок испытывает болевые ощущения, то тоже придет на помощь ДПДГ. Речь идет не о хронической боли, а о болевых ощущениях, которые возникли в случае ушиба, падения, пореза, после проведенных медицинских болезненных манипуляций. Пусть малыш расскажет о своей боли или покажет- где болит. По возможности говорите с ним о его болевых ощущениях. Во время беседы, слез, которые настигают малыша, Вы рядом и поглаживаете как это было описано выше. Таким образом Вы сможете облегчить состояние ребенка и болевые ощущения, в свою очередь, будут утихать.
У детей переработка происходит быстрее, чем у взрослых за счет пластичности мозга. И это позволяет нам говорить о том, что эффективность ДПДГ не заставит себя ждать. Единственное, что потребуется от родителей- создание максимальной безопасной и спокойной обстановки во время проведения ДПДГ. Оптимальным будет, когда мама или папа будут держать ребенка на коленях или находиться рядом или напротив него, поглаживать, говорить спокойным неторопливым голосом.